Тема урока: "Волшебная палочка дирижера".
Домашнее задание. Выписать в тетрадь основные понятия и имена дирижеров из текста (ниже). Учебник страниц 118 -120 читать.
Домашнее задание. Выписать в тетрадь основные понятия и имена дирижеров из текста (ниже). Учебник страниц 118 -120 читать.
Очень часто композиторов
сравнивают с художниками. Художник рисует красками, а композитор музыкой.
В
состав симфонического оркестра
входит четыре группы инструментов.
Группа струнно-смычковых инструментов (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) ,
группа деревянных духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы),
группа медных духовых (валторны, трубы, тромбоны, тубы.),
группа ударных инструментов. а)
шумовые: кастаньеты, трещотки,
маракасы, бич, тамтам, барабаны
(большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры,
тарелки, треугольник, колокольчик,
ксилофон, виброфон, челеста.
Виды
оркестров (духовой, оркестр народных инструментов, джазовый).
Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе
разучивания
и
исполнения ими музыкального произведения.
Руководит
дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки,
которые понятны всем музыкантам мира.
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках
у
него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута» Батутой
громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось
«громким». (И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке
будем стучать карандашами о парту)
Батута - палка
для «громкого» дирижирования.
(ударяет
батутой по полу в такт фрагменту мелодии)
Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке
появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С
развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической
организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.
Чтобы
сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще
всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки,
свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры
стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую
деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.
Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера,
который стоит
к
ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор
и дирижер Рихард Вагнер.
Чтобы
дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как
бы продолжением руки дирижера.
В
переводе с французского Дирижер -
направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.
В нашей стране много выдающихся дирижеров,
которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства.
Евгений
Светланов, - советский российский
дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской
(1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда
(1986).
Вероника
Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая в СССР
женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).
Владимир
Ашкинази, - пианист дирижер
Валерий
Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель
Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического
оркестра. Народный артист России (1996)[1] и Украины (2003). Лауреат двух
Государственных премий России (1993, 1998)
Комментариев нет:
Отправить комментарий